Интервью. Артём Комаров
П: Всем привет! меня зовут Павел Долгов, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, и мы реализуем проект «Акселератор молодых предпринимателей» при поддержке комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы за счет средств гранта мэра Москвы. И сегодня у нас гость - Артём Комаров, владелец автосервиса, студии. Сегодня Артём нам расскажет, как он создал свой проект, как он от маленького гаража пришёл к большой автомастерской и реализует действительно интересные проекты с супер-тачками.
А: Всем привет!
П: Расскажи про свой бизнес, советы. Одним словом, у нас сегодня мастер-класс от Артёма на базе его проекта. Он будет делиться своими лайфхаками и как он пришёл к своему небольшому успешному бизнесу. Рассказывай, с чего ты начал. Просто я знаю тебя давно, тебе всегда нравились автомобили, и ты начал в этом развиваться. С чего началось? Когда это началось? И как развивается?
А: Началось это давно. Сначала снял гараж маленький за МКАДом на последние тысяч семь, купил инструмент и начал спрашивать друзей, знакомых, кому надо починить машину, разместил объявление на Авито, и так пошло. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть. Не мог долго понять в какой именно нише, пробовал разные.
П: Ниши все в автосервисе?
А: В автосервисе. Пробовал шумоизоляцию, перешив салонов тоже пытался.
Пробовал заниматься жидкой резиной. Причем запускал на Авито, делал акцию «пластидип бесплатно, платите только за материал». То есть, чтоб и я набил руку и чтоб клиенты остались довольны.
П: Хороший лайфхак для набора опыта.
А: Получалось, что выходил в ноль, но зато набивал руку.
П: И клиентов ты формировал.
А: И клиентов формировал тоже. Знакомились, связи нарастали.
П: В первую очередь, получается, сарафанное радио сработало?
А: Да, немного.
П: А сейчас какое у вас помещение? Сейчас то как?
А: Первое помещение было 300 квадратов – маленький гараж. Сейчас у нас 360 квадратов и около 12 машин в месяц.
П: По-моему, это такая хорошая структура работы.
А: Стараемся каждый год что-то новое изобретать. Новую услугу, либо помещение расширять.
П: Сколько лет тебе пришлось поработать, начиная от простого гаража до того, что ты сейчас имеешь, до 12 машин в месяц?
А: В простом гараже я пробыл где-то года 2, по-моему, потом я решил переехать. Я снимал маленький уголочек в тюнинг-центре. То есть ребята делали обвесы, и у меня был маленький-маленький уголочек. Я и своих клиентов делал и их ещё. То есть они там машины, какие-нибудь обвесы строят и рекомендуют также меня.
П: А вот сейчас упор на что? Начинали с фар, да? Правильно понимаю?
А: Начинал я шумоизоляцию делать, занимался перетяжкой салона.
П: А какие коммерческие проекты стали драйвером к дальнейшему развитию? Что это было? И откуда клиенты пришли?
А: Резких скачков вперед не было, всё время по чуть-чуть, по чуть-чуть, без посторонних инвестиций. То есть скопил чуть-чуть – арендовал побольше помещение, ещё чуть-чуть скопил – в рекламу закинул, ещё чуть-чуть скопил – оборудование закупил покруче.
П: Слушай хорошо, а вот может ты бы дал какие-то лайфхаки на примере твоего бизнес-проекта совсем начинающим ребятам, которые думают, чем бы им заняться. Может ты каким-то можешь поделиться опытом, идеями того, что сейчас будет востребовано в дальнейшей перспективе. И вот с чего начать?
А: Мы начинали с Вконтакте, Instagram был. Но потом он сломался, завели по новой, но уже было поздно.
П: То есть основной Вконтакте всё-таки сейчас?
А: Да, Вконтакте сейчас основной. Причём человек, который его ведёт, прям всячески верил и говорил, что за контактом будущее. Когда все от него отворачивались, он говорил, что не уходим, и продолжаем сидеть в Вконтакте до последнего. И это сработало.
П: То есть вы оказались на шаг впереди. Сколько сейчас подписчиков там?
А: Восемь тысяч.
П: То есть это потенциальные клиенты? Или все клиенты?
А: Это подписчики, кому интересна данная тематика, на нас подписываются и смотрят также новости.
П: А часто вы выкладываете новости?
А: Где-то раза два в неделю. Пробовали каждый день выкладывать, но людям надоедает, отписываются. То есть лучше реже, но качественнее. Редко, но метко. Выкладываем статьи интересные, приколы с сервиса.
П: За сколько лет вы добились успеха, вот считая от гаража?
А: Около четырех лет. Четыре года топтался, занимался всем один. Один в гараже сидел, затем в тюнинг-ателье, потом с Одинцово переехал в Москву опять, там снимал маленький гараж. Затем с товарищами из соседнего гаража сняли один гараж побольше и там уже стали мои клиенты к нему обращаться и наоборот. Там мы просидели полгода, наверное, и выскочил хороший вариант – недорогое помещение, и мы всё бросили и вырвались туда. Сами сделали ремонт, ну и там уж пошло.
П: А сколько вы там находитесь?
А: Пятый год уже сидим. И каждый год мы стараемся как-то увеличивать. То есть один год мы отщипнули соседний бокс, увеличили наш. Следующий год – ремонт во всём помещении сделали. Ещё через год ещё помещение взяли. И вот так по чуть-чуть.
П: Слушай, ну а сколько людей сейчас в команде?
А: Человек 20 получатся.
П: То есть такая уже сложившаяся команда, которая работает и реализует различные проекты. Слушай, ну клёво! И куда вы хотите расти, может есть понимание?
А: Сейчас вот щупаю какие-то новые направления. Думали производить не услуги, а открыть собственное производство.
П: Мне кажется тут надо совмещать, то есть такой лайфхак для наших любимых слушателей – надо совмещать что-либо, чтоб дополняло и приносило прибыль, чтобы было в два раза больше. То есть никогда не надо уходить, необходимо наоборот дополнять.
П: Ну а с чего начать?
А: Начать надо с идеи, а там уже найдутся возможности.
П: Так, хорошо, первое – идея! Второе?
А: Клиенты.
П: А где, по-твоему мнению, стоит брать клиентов?
А: Самое простое – Авито, также можно находить ВК. Преимущественно через социальные сети. Даже пробовали находить через визитные карточки, которые раскладывали на машины, но это не оправдалось.
П: А вот сейчас что у вас больше всего клиентов приносит?
А: Яндекс хорошо себя показывает, они вместе с ВК. Причем получается, что если забрасываешь Яндекс, реклама ВК хуже начинает работать, бросаешь ВК, Яндекс хуже работает. А вот если вместе соединить, то они дополняют друг друга.
П: А что лучше конкретно в вашем случае социальные сети или сарафанное радио?
А: Сарафанное радио лучше. Клиент уже знает куда звонит, знает, что хочет, знает, что получит. Сарафанное радио нам приятнее чем, например, холодный звонок из Яндекса. А когда звонит человек по сарафанному радио, то он уже, допустим, знает, что услуга дорогая, но хорошая.
П: Вообще одна из фишек предпринимателя – уметь продать дорого свою слугу. Продать дешево все смогут. Надо уметь продавать дорого. У вас получается, я так понимаю, продавать дорого, но зато качественную услугу.
А: У нас не самые дорогие услуги, есть те, у кого и дороже в два-три раза.
П: Опять же возвращаясь к предыдущему вопросу, как ты видишь дальнейшее развитие сервиса?
А: Также буду развиваться в среднем сегменте: Mercedes, BMW, Toyota.
П: Хорошо, а какого плана машины приезжают к вам?
A: Приезжают довольно разные машины, и Aston Martin и Ferrari, Rolls-Royce Phantom.
П: Слушай, я желаю вам удачи и процветания и самое главное, ребят, смотрите главное выстроить свой путь от чего-то маленького до уже внушительного малого и среднего бизнеса, будь то производство или услуги. Подключайтесь к нам, к «Акселератору молодых предпринимателей». У нас есть менторы. Я думаю, что и Артём мог бы стать тоже ментором для кого-то и поделиться своим опытом совершенно безвозмездно, потому что он прошёл этот путь и готов делиться с вами. Подключайтесь к нам и зарабатывайте!