РОССИЯ, МОСКВА 2022
Интервью с молодыми предпринимателями
В 2022 году запланировано 6 интервью
Ягуар Ковалев, предприниматель,
в бизнесе с 15 лет, возраст 17 лет, команда 10 человек
"Семья и учеба - главное! А бизнес будет успешен, если с первым и вторым все ок"
Мы встретились с Ягуаром Ковалевым в стенах отеля Mercure в Москве на улице Бахрушина. Этот отель партнер проекта и мы благодарны ему за вклад в реализацию Акселератора молодых предпринимателей.
интервью провел Павел Долгов, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров.

Сегодня Ягуар Ковалев, основатель студии JK Production, команда 10 человек.

Ягуар: Мне 17 лет на данный момент, и мой бизнес - JK Production – назван в честь моего имени Jaguar Kovalev (англ.).

Павел: Как все знают, самые лучшие бренды назывались именами основателей. Ты назвал студию своим именем. Во-первых, у тебя имя очень интересное. Думаю, про это тоже стоит сказать. Спасибо родителям за такое имя, уже брендовое.

- Да, в первую очередь, спасибо, конечно же, родителям за такое брендовое имя. У отца есть очень длинная история о том, почему я стал Ягуаром. Это очень большая, глубокая идеология. В кратце могу сказать, что в этом имени залючается мощь и сила духа ягуара, который является главным хищником, а также скорость и реакция машины Jaguar. Отец увлекается машинами Jaguar, у него фанклуб есть свой: собирает любителей машины и организовывает мероприятия по Москве, по России, ездиет на Jaguar, весли, ралли и тд.

- Видеоролики, конечно, делаешь ты для праймов.

- Видеоролики, естественно, снимаю я, весь продакшен беру на себя. Ну начну про историю своего бизнеса. Лет 5 назад я начал увлекаться видеопроизводством, я тогда учился в школе, и сейчас учусь - последний год. Я увлекался видеомонтажом, начал вести свой блог - тогда они набирали популярность – ходить снимать себя на камеру, монтировать все это, эффекты... Мне это стало очень интересно. Изучал программы, записывался на курсы, и попал в такое заведение как детский технопарк города Москвы. Это спонсируется сейчас мэром, продвигается по Москве и уже по всей России. Этих заведений очень много, я попал в конкретный – детский технопарк РГСУ. Там я познакомился с режиссером Артемом Хайсаровым. Он сейчас работает у нас в JK Production. У нас с ним возникла идея - работать в детском учебном заведении. Я тоже начал какие-то попытки в преподавании: видеопроизводство, монтаж, съемка... Мы поняли, что мы выросли из этого, что нам надо двигаться дальше, делать что-то свое, мы не можем уже на кого-то работать.

- Ну то есть старт вам дал технопарк?

- Да, старт нам дал технопарк, потому что, во-первых, мы там познакомились. Также он дал нам первоначальные знания в предпринимательстве, так как там мы активно общались с создателем, директором, он нам все рассказывал, показывал, и, видимо, не ожидал, что мы уйдем в свой бизнес. Ушли, сделали сначала сайт. Он назывался jaguar portfolio, вроде так. Мы не рассчитывали, что это будет как-то сильно на продвижение работать, а просто как визитка. Уже позже мы начали получать большое количество заказов с YouDO, hh.ru и тд. И подумали, что пора продвигать себя уже как проект, не как самозанятые, готовые выполнять заказы как фрилансеры, а как студию. Сделали сайт полноценный, стали продвигаться: соц. сети, мерч среди всех знакомых, начали ездить на мероприятия, фестивали, выставки...

- Ну то есть, чем больше людей и связей... Как воронка продаж, если классически называется. Другими словами, вы пошли вот по такому правильному пути.

- Мы пошли по классическому стандартному пути. Сначала мы продвигаемся среди знакомых, тех, кто может посоветовать, подсказать, а теперь мы уже и в большой круг выходим. То есть мероприятия, выставки и тд.

- Но, кстати, надо сказать, что мы с Ягуаром работаем по ряду проектов. Я могу его рекомендовать. У него действительно классная команда, и хороший развивающийся бизнес-проект.

- Спасибо! Мы создали этот сайт, но стали называться студией. Студии, как таковой, у нас не было, так как это все-таки какое-то полноценное производство. И сейчас мы сотрудничаем с ребятами, которые занимаются созданием, организацией и проведением ивентов. Ивенты подразумевают онлайн встречи, мероприятия, концерты, трансляции и тд.

- Как я уже говорил ранее, мы создали сайт, чтобы продвигаться уже как студия. У нас стало больше заказов, нам стали писать различные компании, которым нужно было сотрудничать на постоянной основе, выпускать какие-то еженедельные ролики, выпуски или фотосессии. Мы расширили спектр наших услуг, которые мы можем предоставлять. До этого это были просто видео, фото, сейчас это уже создание логотипов, дизайн проектов, мы делаем полноценные плановые продукты, такие как рекламные ролики, рекламная фотосессия, предметная съемка. То есть мы ушли уже в полноценную рекламную сферу, и можем позиционировать не как студия видео продакшен, а уже полностью как медиапроизводство. Также сейчас мы начали проводить мероприятия, у нас появилось оборудование, появились люди, которые будут этим заниматься. И сейчас вот мы проводим такие ивенты как: видеотрансляции мероприятий, концерты, сейчас стали актуальны во время пандемии встречи в zoom, это все нужно, естественно, организовывать, транслировать. То есть это не просто созвон, это полноценная трансляция: сведение звука, титры... И на данный момент, на 2022 год, я могу сказать, что мы полноценная студия медиапроизводства, у нас полный укомплектованный штат сотрудников.

- Сколько людей? А то всем интересно же.
- На данный момент полностью рабочих мест у нас 10, у каждого есть свое направление, и каждый человек имеет какой-то круг людей, которых он может подхватить на любой проект. Например у нас есть ивент-менеджер, организация мероприятий, у него есть контакты этих людей, которых он может вызвать на конкретное мероприятие.

По сути уже идет проектная работа. То есть есть команда, и эта команда набирает людей в свой проект. Проектная команда под проект.

- Да. Есть люди, которые знают о нас, знают, что мы в любой момент можем дать им работу. А так да, нас 10 человек тогда было, сейчас штат. И мы работаем сплоченным коллективом.

Очень круто! Ну, то, с чего начали - были такие близкие связи, такое сарафанное радио. Семья помогла, понятно. Дальше вы сами включились, опять же, в сарафанное радио. А что дальше будет? Вот следующий шаг развития ты как видишь? Может быть производство видеороликов для зарубежного рынка, масштабирование по всей стране. Вот что? Как ты себе видишь развитие?

- Сейчас у нас есть план на ближайшие 5 лет, который мы иногда корректируем, но у нас есть 2 направления, в которых мы готовы двигаться. И вот конкретно сейчас мы выбираем, что мы будем делать. В первом направлении мы можем двигаться в создании короткометражного или полнометражного кино, потому что у нас появились режиссеры, готовые с нами работать, операторы, у которых тоже есть амбиции, которые хотят, и им нужна только команда, которая вместе может поддержать и уже производить. Или второе направление: мы сейчас активно занимаемся моушн-графикой и хотим выйти на международный рынок. Мы совместно с Павлом запускаем международный проект, будем делать ролики для всего мира, которые будут связывать заказчиков посредством нас с клиентами, и все это будет, я надеюсь, приносить большой доход.

Интересно. Вот ты совсем молодой, 17 лет, еще школьник, и уже такие успехи. Что ты можешь посоветовать ребятам твоего возраста? С чего вообще начать?Потому что ко мне недавно вопрос был: «Павел, ну как же я могу запустить бизнес-проект? У меня нет инвестиций и нет связей». Вот что бы ты сказал?

- Я дам несколько советов. В первую очередь со стороны того, что я школьник. То есть, как нужно человеку сейчас начинать действовать в этом направлении. Во-первых, ни в коем случае не поддаваться панике, не бояться действовать. Нужно поставить конкретные цели перед собой, стремиться к ним. И дальше уже отсюда вытекает второй совет: ищи тех, кто может тебе помочь дать совет, напутствие. Потому что если ты найдешь человека, взрослого, опытного, или группу лиц, которая уже занималась этим, обращайся к ним. Не бойся! Если ты боишься, что над тобой посмеются... Не посмеются. Тебе выразят уважение, потому что ты молод, у тебя есть амбиции, ты хочешь что-то делать, чего-то добиться. Третье - ни в коем случае ведение какого-то бизнеса, проекта не должно идти вперерез учебе. Учеба – это первостепенное, первоочередное, то, что нельзя упускать. Потому что, если сейчас человек не будет развиваться, будет уходить только в ведение каких-то сторонних дел, мозг не будет развиваться. Мы сейчас говорим о школьниках. Нужно сначала пройти всю школьную программу, понять, чего ты хочешь от этой жизни, и только потом ты уже можешь принять взрослое взвешенное решение. Хочешь ли ты окончательно заниматься этим проектом. Потому что, если 14-летний школьник сказал - « Хочу строить ракеты» - а он даже не знает, как эта ракета летает, он не может принять этого решения. Он заблудится в этой теме и уйдет в какие-то дебри, откуда уже не выбраться – потеряется. Четвертое, если ты молод, хочешь начать делать какой-то проект, тебе нужен человек, способный тебя контролировать. Это может быть как родителей, так и знакомый, который уже с опытом, совершеннолетний. Потому что если ты ведешь какой-то коммерческий бизнес, проект, тебе в любом случае нужен человек, который будет получать деньги. Ты можешь зарегистрировать себя как самозанятый, но индивидуальное предпринимательство, компанию заводит в любом случае страший человек, и все договора идут через него. То есть одному начинать ничего не стоит. Если же мы говорим про студентов, которые уже совершеннолетние, в первую очередь совет: если вы хотите забросить учебу, а таких советов сейчас много от блогеров, коучей, так категорически нельзя делать. Учеба превыше всего. Опять же, если вы сейчас забрасываете учебу, уходите в какой-то бизнес-проект, вам надо понимать, что он может накрыться в любой момент, а на учебу вы уже не вернетесь. Поэтому сначала завершайте учебный процесс, получайте образование, специальность рабочую, по которой мы сможете в любой момент пойти с диплом устроиться и работать.

- В любом случае должен быть баланс.

- Да, должен быть баланс между своими делами и образованием. Потому что образование должно быть, чем качественнее, тем впоследствии будет проще вести свои дела.

- Вопрос. Что ты можешь сказать о нематериальном активе, который тебе помог в развитии бизнес-проекта JKProduction?

- В первую очередь, это друья, знакомые, родители. У моего отца, так как он активно занимается предпринимательством, очень много знакомых в этой сфере, которым могут потребоваться мои услуги. Он, естественно, продвигает меня среди своих знакомых. Если у кого-то возникает потребность в производстве медиаконтента, он сразу говорит обо мне.

- Вот, кстати, именно отец Ягуара посоветовал нам JKProduction, и мы работаем уже второй год.

- Да. То есть посредством соц. сетей тоже идет продвижение через знакомых, опять же. Ну и, естественно, это связи, которые я получаю сам. То есть мне нужно посещать какие-то мероприятия, общественные организации, форумы. Там те знакомства, которые нужны для проекта, потому что с человеком, которому нужно производить медиаконтент, который знает, что ты его делаешь, появляется связь на доверии. Он посетил мероприятие, ты. Получается, вы в кругу общих интересов, и, соответственно, то, что ты производишь, может ему понадобиться, и то, что прозводит он, может понадобиться тебе. И так получаются рабочие связи, которые впоследствии помогают набирать клиентов.

- Ребята, включайтесь в Акселератор молодых предпринимателей Ассоциации экспортеров и импортеров. У нас много менторов, как раз этих старших товарищей, которые безвозмездно за идею помогут вам в развитии ваших бизнес-проектов.