РОССИЯ, МОСКВА 2022
Интервью с молодыми предпринимателями
Иван Поляков, предприниматель,
в бизнесе с 19 лет
"Результат всегда будет на тебе. Никто никогда не расскажет тебе, как совершить ошибку здесь и сейчас, решение ты либо принимаешь, либо не принимаешь"
Мы встретились с Иваном Поляковым в стенах отеля Mercure в Москве на улице Бахрушина. Этот отель партнер проекта и мы благодарны ему за вклад в реализацию Акселератора молодых предпринимателей.
интервью провел Павел Долгов, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров.

Павел Долгов: Сегодня у нас в гостях Иван Поляков, компания
GoodCreativeGroup, молодой успешный предприниматель, который поделится своим опытом. Вань, расскажи, как ты пришел к этой жизни, как ты добился успехов?

Иван Поляков: Слушай, спасибо, что пригласили. Хочется сказать о том, что предпринимательство бывает разное: кто-то производит чашки, кто-то производит чай.... Я работаю в креативном секторе экономики, я – эксперт, ты знаешь, по маркетингу, продажам, развитию и вот по такой, достаточно серьезной, работе. Ну потому что закон экономики простой: придумал рубль, произвел 10, продал 100. И вот, когда ты что-то произвел, креативный труд, интеллектуальный или физический труд, в этот момент. соответственно, появляемся мы, как эксперты по маркетингу и продажам, и все-таки работаем в этой среде. То есть сейчас у меня, получается, несколько проектов: это и креативное event-агентство; и вот мы с тобой сделали цифровой выставочный центр, как IT-компания, которая развивает деловые конгрессно-выставочные события соответственно; есть еще и Style Project - агентство, занимающееся большим крупным спортом. И в каждом из этих бизнесов я прихожу не как владелец-совладелец, а прихожу на паритетных партнерских историях, продавая свой труд и труд своей команды: это и продажники, и маркетологи, и креативщики... И по сути дела любой проект, любой продукт можно вывести в плюс. Вот сейчас у меня была встреча с один из партнеров. Я думаю мы про это тоже поговорим, вообще про бизнес путь. Словом, мы не виделись 8 лет, и, получается, в марте 2022 года открываются большие возможности в реальном секторе экономики. И вот он говорит: «Слушай, у меня тут эксклюзивная франшиза на сеть продуктовых магазинов, замарозка на Москву и Московскую область. Сейчас их 4, давай их масштабируем, за год в 20-40 сделаем.» Ну вот посчитали, ну сделаем. Отвечая на твой вопрос «кто я», я всегда говорю: «Я – ИП Иван Поляков», а дальше бизнесы.

- Ну то есть важно очень партнерство, правильно? Ну вот, наверное, может быть об этом стоит сказать? Я так понимаю и знаю, что у тебя все проекты так или иначе связаны с большим количеством партнеров.

- Ну смотри, мы говорим бизнес – это в принципе бизнес-модели. Если человек хочет заняться предпринимательством, вопрос «что ты от этого хочешь получить?». Ну, например, я произвожу чашку.

- Подожди. Хочу получить, хочу столько денег. Это цель или не цель? Или все-таки шире чуть-чуть горизонта предприниматель должен быть?
- Ну вот смотри, деньги – это ресурс. Зачем тебе деньги? Как Джек Ма сказал: «Когда ты заработал миллион, это твой миллион долларов, ты не знаешь, как им распорядиться. А когда ты заработал миллиард долларов, это уже не твой миллиард долларов. Это общественность в тебя поверила, тебе доверили люди, сотрудники, инвесторы». Поэтому вопрос, если ты хочешь заработать 100 рублей, о чем мы говорим, или миллиард. Это разные цели, разные сподвижки. И вот здесь мне очень нравится пример основателя Додо Пиццы, который говорит: «Ребят, моя цель – это прибыль, конечно. Вот я поставил цель - миллион долларов, и я хочу ее достичь». Не зря говорят, предпринимательство – это предпринимательская жилка. Если ты хочешь что-то производить, handmade например, предпринимательство ли это? Да. Заработаешь ли ты этим, чтобы купить остров в Испании? Нет. Будешь ли ты счастливым? Да, конечно: ты занимаешься любимым делом. Здесь нужно понимать, о чем мы говорим.

Так вот, про партнерскую систему. Предприниматели тоже бывают разные. Есть тот, кто строит бизнес сам: я - единственный собственник, я построю команду, я ее буду масштабировать. Но в момент масштабирования тебе нужны люди в команду. И здесь ты либо нанимаешь, либо обращаешься на рынок. И я верю именно в коллаборацию, синегрию партнерства, ну вот как мы с тобой, наш пример – цифровой выставочный центр. Реально классная история. Начинается пандемия, 2020 год, я жарю бургер, ты живешь за городом. Мы созвонились с тобой и подумали, что нужно будет рынку. Выставки сейчас пропадают, давай их сейчас виртуальными, а потом вырастим на этой среде решение, которое будет в принципе полезно для организаторов конгресса. Но мы же с тобой не программисты, мы не придумывали это с нуля. Ты говоришь, что у тебя есть ребята знакомые, классные, у нас там есть один проект. Мозг начинает работать. Ты сразу простраиваешь путь, как, используя ресурс партнеров, свой, друзей, сейчас дать продукт, который нужен, который надо запустить на рынок. Мы с тобой заработали с этого? Да. Вот сейччас проект тоже будет. Я думаю, что ввиду новой нормальности он будет как-то развиваться, потому что это отечественная российская разработка, позволяющая коммуницировать людям из любой точки мира, не рвя деловые предпринимательские связи. Это тоже здорово.

Ну слушай, а вот ты говоришь найти сотрудников для развития... Ну вот кто-то начинающий. А где мне взять ресурс? Не знаю там, деньги или друзей... Ну друзья условно есть, студенты... А вот первый капитал... Это важно или неважно? Или капитал может быть не денежный, а именно ресурсы вот этой дружбы, нематериальный актив... Вот что ты можешь посоветовать? Именно поделиться опытом своим. Как ты вообще попал в предпринимательство?

- Это очень интересная история, быстренько расскажу ее. В общем, никогда не забуду ее. Это был далекий уже 2005 год, я был студентом педагогического ВУЗа, и уже я тогда я вроде строил историю через общественную деятельность. Вот мы работали там в Департаменте образования, образовательные проекты. И вот у нас было молодежное движение, молодежное объединение столицы. Мы там много кто познакомились, и мы реально сидели готовились к КВНу у меня дома, и мой друг, все благодаря ему. Он говорит, что новая компания там, тимбилдингами занимается. Новый вообще рынок. Там заходят разные компании, и нужно сплочение коллектива, мотивацию. А у нас же педагогический ВУЗ, у нас и технологии есть про это. И, как студентам, можно было заработать копеечку. Ехать за город надо, в отель, все оплачивается, нужно носить колонки, различное оборудование, еще и покормят. Классно же! Ну я и поехал. И получилось так, что, начав работать в этом бизнесе, комнания Team Systems, все те, кто был в нашей молодежной организации ушли в эту фирму. И я понял, что главный наш ресурс – это наша голова, наши знания, умения и навыки. И я понимаю, что я то могу не только колонки носить, но и сам тимбилдинг вести как ведущий, я могу организовывать его как менеджер. И я знаю 5 человек из этой компании, которые потом открыли свой такой же бизнес и его масштабировали.

И тут как бы главная мысль: если ты хочешь открыть какой-то бизнес, ну например хочешь открыть бургерную, - выкидывай все деловые учебники, закрывай youtube и иди работать в бургерную. Вот на полгода. От мытья унитазов до познания процессов. Задавай вопросы, люди у нас отзывчивые, все расскажут, никаких секретов нет. А через ти полгода ты поймешь технологию, проработав все это руками. Не надо бояться работать линейным персоналом. И после это ты сможешь, если у тебя есть знания, умения и навыки, открыть свой ресторан. Вопрос «на что»? Ни для кого не секрет, что кто-то на открытие бизнеса продавал первую машину, кому-то дали деньги родители, кто-то собрал по друзьям, но а можно их и заработать. Вот в бургерной поработал, отложил. Путей много. Если хочешь сразу миллион, посчитай, сколько надо вложить. Вот сейчас общаешься с молодыми, а они хотят все и сразу. Ну если у тебя есть для этого ресурсы, возможности... Общался с одним молодым предпринимателем, а он говорит: «А у меня сеть салонов красоты». - «Ну а как?» - «А мне мама дала денег». Мое почтение маме, надо же поверить в своего ребенка. Это важно. Поэтому инвестиции всегда идут в человеческий капитал.

Вот у меня сейчас сыну 8 лет: английский, карате, робототехника, программирование... Вот это ресурс, в который я делаю вложения. А можно ли стартонуть вообще без ресурсов, без вложений? Да. Начать лучше с чего то простого. Вот у меня супруга тоже предприниматель теперь. Вот надо же и карате, и то, и другое, туда сюда за сыном. А у нее и бизнес. Отливанты называется. В общем, есть девочки, которые берут флаконы духов, много, оптом сразу. И вот она меня попросила дать ей денег на первую закупку этих духов. Сейчас у нее в инстаграме 120 тысяч подписчиков. И вот разливает по маленьких флакончикам и отправляет по всей России.

А вот что еще? Друзья, семья, близкие родственники могут помочь. Кто еще?

- Можно влезть в кредитную кабалу. Знаешь что еще может помочь? Если мы говорим все-таки об Акселераторе, то я знаю есть Малый бизнес Москвы, субсидии. В Москве есть куча программ, если ты придешь с идеями, в тот же самый Департамент предпринимательства и иновационного развития. Не надо бояться ходить, если у тебя есть идея.

Вот хороший слоган я знаю: «Деньги приходят через людей». Чем больше ты общаешься, тем больше у тебя свящей и тем больше у тебя возможностей.

- Я тебе больше скажу. Ребят, вот те, кто нас сейчас смотрят, и менторы тоже. Павел Долгов, Иван Поляков, мы есть в соц сетях. Если вы напишите, уверен мы найдем время, в зависимости от графика, мы готовы помочь. Начать можно по маленькому с чего угодно. Опять же про предпринимательство. Встретился с другом, у него уже третий ребенок, жена тоже занимется бизнесом, магазинчик на Wildberries. Это про торговлю. А по поводу предпринимательства... Может ты классно делаешь что-то руками, может классно делаешь ролики. Самое главное – не бояться переучиваться. Вот у меня образование психолого-педагогическое, дальше я пошел получил юридическое высшее, дальше курсы подготовки и переподготовки. И вот несколько лет назад ВШЭ Институт маркетинга и развития бизнеса. Я зафиксировался как специалист в этой сфере. Нужно постоянно учиться. Читайте профильные учебники, там все написано, читайте методички. Потому что сейчас в нашем инфополе много инфоцыганщины. Сейчас все знания бесплатны, все учебники в открытом доступе. Скачивайте, читайте, изучайте.

Приходите к нам в Алселератор. У нас тоже все бесплатно. Мы готовы помогать ребятам и вовлекать их, и обмениваться контактами, что самое важное.

- Да, контактные поля, то, о чем мы с тобой всегда говорили. Есть куча общественных объединений. Есть Общероссийское Движение предпринимателей, Московская ассоциация предпринимателей...

Есть Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы, есть Департамент науки и предпринимательства, есть Опора России, Деловая Россия. Все готовы моложежи помогать и давать новые связи и растить будущих предпринимателей.

- И тут встает вопрос: «а есть ли им дело до меня?». Тут все очень просто: задача всех этих организаций – помогать развивать предпринимательство. И если вы решили им заняться, никто никого никуда не отправит, все выслушают, постараются помочь и также масштабировать. Для чего они вообще все это делают? Потому что, возможно, ваш стартап бизнес вы потом продадите этому комьюнити. Нет таких компаний, которые так или иначе не были бы интегрированы в большую экономику. Пищевые чепочки довольно большие. Вот сейчас мы снимаем ролик, потом его посмотрят предприниматели, сделают выводы. Смотрите, я произвел чашку, я дал работу тем, кто производит сырье для чашки, я дал работу тем, кто производит станок для чашки, я себе дал работу – я выставил ее на авито – я дал работу авито, через деньги я дал работу банку, через который все пошло, чашка отправилась в логистические компании... То есть не воспринимайте никогда предпринимательство как что-то узкое. Это огромный, всегда масштабный процесс, чего бы мы не касались. И как только ты начинаешь понимать этот большой процесс, тебе становится понятно, на мой взгляд, как легче в него зайти, интегрировать, и как на этом заработать. Потому что даже компания «Монополист», кормит и кормится от огромного числа производственных решений.

Расскажу один кейс. Работали тоже с РЖД, и я тогда работал в компании, которая занимается HR-консалтингом, то есть мы описывали процессы... И к нам они обратились со сложным бизнес процессом- электронная транспортная накладная – сложно ею научить пользоваться... И мы им говорим: « Ну, ребят, мы можем разработать вам обучающий курс, но с эксклюзивными и неэксклюзивными правами». В общем, научили, курс классный, и из него вырос такой бизнес как TRADO («Транспортная Академия Дистанционного Обучения»). Вот ты что-то произвел, придумал, а потом понял, что тебе твой заказчик дает возможность результатом этого труда воспользоваться. Большой холдинг, получается, не ищет больше кому, что, зачем, почему, он не платит за каждый курс. Сотрудники компании, которые занимаются траспортной логистикой, готовят своих сотрудников, так же как курс повышения квалификации. В экономии оказались все в выигрыше. Обязательно рекомендую почитать про стратегии. Это SMART, технологии постановки задач, их исполнение. Намного ценне самому во всем разобраться, чем ты просто послушаешь лекцию. Это win-win, win-lose, одна сторона выигрывает, другая проигрывает. Может быть и такое, что в финале процесса оде стороны останутся ни с чем. Но за этот процесс будет накоплен неоценимый жизненный опыт. Есть такое понятие как предпринимательский риск. Результат всегда будет на тебе. Никто никогда не расскажет тебе, как совершить ошибку здесь и сейчас, решение ты либо принимаешь, либо не принимаешь.
А вообще предпринимательство - это круто!